Во многих странах мира существует депутатская неприкосновенность. В некоторых из них она полная, в других же государствах закон защищает парламентариев только от преследования за выражение собственного мнения, но не освобождает от ответственности в случае нарушения законов страны, сообщает Actualitati.md
Члены парламента Великобритании, старейшего в мире, не могут быть арестованы или судимы на протяжении всего мандата. В то же время, законодатели могут свободно выражать свое мнение, не опасаясь судебного преследования.
А в США, парламентская неприкосновенность не действует в случае преступления или акта коррупции. Американские народные избранники могут находиться под следствием, им могут выдвигать обвинения, их могут судить.
В соседней Румынии парламентарии не могут попасть под уголовное преследование за коррупцию.
В Украине, к примеру депутаты местных советов (225 тысяч граждан) участвуют в работе советов на общественных началах, не получая оплаты за свой труд и не обладая привилегией депутатской неприкосновенности.
В то же время, в Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Индии депутатов не могут арестовать, пока они находятся в здании парламента.
В странах, где практикуется система парламентских сессий, как правило, депутаты не пользуются неприкосновенностью во время каникул.
А в Дании, Греции, Израиле, Италии и Турции иммунитет действует весь период мандата.
Источник
А как в России?
Члены парламента Великобритании, старейшего в мире, не могут быть арестованы или судимы на протяжении всего мандата. В то же время, законодатели могут свободно выражать свое мнение, не опасаясь судебного преследования.
А в США, парламентская неприкосновенность не действует в случае преступления или акта коррупции. Американские народные избранники могут находиться под следствием, им могут выдвигать обвинения, их могут судить.
В соседней Румынии парламентарии не могут попасть под уголовное преследование за коррупцию.
В Украине, к примеру депутаты местных советов (225 тысяч граждан) участвуют в работе советов на общественных началах, не получая оплаты за свой труд и не обладая привилегией депутатской неприкосновенности.
В то же время, в Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Индии депутатов не могут арестовать, пока они находятся в здании парламента.
В странах, где практикуется система парламентских сессий, как правило, депутаты не пользуются неприкосновенностью во время каникул.
А в Дании, Греции, Израиле, Италии и Турции иммунитет действует весь период мандата.
Источник
А как в России?
Неприкосновенность в разных странах
Правовая база неприкосновенности в странах ЕС – это конституции стран-членов (кроме Великобритании). В 21 стране ЕС члены парламентов имеют полную политическую и уголовную неприкосновенность – политическую пожизненно, а уголовную на время получения мандата.
Однако в каждой стране есть свои особенности получения неприкосновенности, ее действия и снятия. Иммунитет обычно действует в течение срока полномочий парламента со дня избрания или со дня принятия присяги.
В Австралии, Великобритании, Испании, Ирландии, Мальте и в Канаде неприкосновенность распространяется только на гражданские дела.
В Австрии, Германии, Латвии и Словакии на гражданские и административные правонарушения. В Молдове - на все правонарушения, кроме специально определенных законом.
Например, в Австрии, Грузии, Турции, Франции и Португалии неприкосновенным является не только депутат, а его дом с офисом. В Бельгии иммунитет имеют депутаты и министры региональных советов. В Германии иммунитет действует только на депутатов нижней палаты.
Интересным моментом является пункт, относительно того если на кандидата в депутаты уже заведено уголовное дело до получения мандата, то в Польше, Великобритании, Эстонии и Финляндии уголовное производство не останавливается. А в Дании, Греции, Германии, Венгрии и Чехии останавливается после получения статуса, однако может быть продлено по решению парламента.
Особенности снятия депутатской неприкосновенности в разных странах
В то время, как некоторые страны ограничивают неприкосновенность уголовными преступлениями, в Бельгии, Германии, Франции, Италии, Латвии, Испании расширяют ее до административных, гражданских или дисциплинарных нарушений.
В Ирландии за такие преступления как измена, уголовное преступление, нарушение общественного порядка, можно осуждать без согласия парламента.
В Португалии нельзя воспользоваться неприкосновенностью, если за умышленное нарушение закона предусматривается от трех лет тюрьмы.
В Швеции с неприкосновенности парламентариев исключены уголовные правонарушения наказываются тюремным заключением от двух лет. В Австрии же нарушения, которые четко не относятся к политической деятельности члена парламента исключены из поля неприкосновенности.
Требование предварительного согласия парламента на проведение следственных действий не является обязательным в некоторых странах.
Так, в Бельгии и Франции для допроса, обыска и конфискации не требуется предварительное согласие парламента. Также неприкосновенность снимается в случае, когда депутат был задержан во время совершения преступления, то есть его поймали «на горячем» («in flagrante delicto»), это правило распространено практически во всех государствах Евросоюза, кроме Эстонии, Ирландии, Нидерландов и Объединенного королевства.
В странах Европейского Союза парламент ответственен за снятие неприкосновенности. Исключением является Кипр, где за это отвечает Верховный Суд.
Представление на снятие неприкосновенности в Германии, Венгрии и Швеции делает прокурор, в Испании – председатель Верховного суда, в Румынии – министр юстиции.
Преимущественно вопрос голосуется простым большинством голосов членов парламента. В то время, как в Польше – это должно быть абсолютное большинство голосов, а в Швеции – 5/6 от тех, кто голосовал.
А как в России?Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Источник
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий